Роль родителей в развитии речи детей

Консультация для родителей

Роль родителей в развитии речи детей.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье.  В семье ребенка с ОВЗ понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна.

Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые.

На что же следует обращать внимание? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др.

Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор).

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Для ребенка ваша речь является образцом, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас, наблюдая за вами. Поэтому очень важно, чтобы вы, взрослые, следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

          Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать.  Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

 Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона, грубых выражений.

Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче и насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Шире используйте устное народное творчество, пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте о прочитанном.

Постарайтесь критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения, которые засоряют речь: «ну вот», «так сказать», «короче»

Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями, а не однословно «да», «нет».

Гуляя с детьми, обращайте внимание на явления в природе. Например, зимой. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите, куда он ложится. После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными машинами. В морозную погоду рассмотрите вместе  снежинки. Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег бывает грязный: наберите снег в чашку, в помещении он растает, а не дне останется грязная вода.

Родители, находясь рядом с ребенком, все время разговаривайте с ним, постоянно обращайте его внимание на окружающие предметы, называйте их, рассказывайте об их значении и, когда возможно, о происхождении этих предметов.

Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах. В любой детской книжке, которую читаете своему ребенку, бывает много непонятных слов и выражений. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает.

В семье для ребенка с ОВЗ необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, интересно рассказывать.

Потешки и стихи, чистоговорки и скороговорки, пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика — это упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *