Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста

Учитель-дефектолог
Куликова Ю.С.

Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста.

Сенсорика играет огромную роль в жизни каждого человека, и в особенности ребенка, т.к. именно сенсорное развитие является одной из главных составляющих гармоничного и полноценного становления личности ребёнка.

Термин «сенсорика» происходит от латинского слова «sensus», которое переводится как чувство или ощущение. Простыми словами можно сказать, что это некий датчик восприятия человеком окружающего его мира. Основой формирования этого восприятия является синтез различных ощущений индивида. Речь идет о познании действительности при помощи слуха, зрения, обоняния, тактильного контакта и т.п.

Сенсорная система ребёнка формирует следующие подсистемы:

  • зрительную подсистему, благодаря которой личность способна различать объекты окружающего мира в зависимости от их цвета, формы, размера, направления движения;
  • вестибулярную подсистему, отвечающую за способность человека удерживать равновесие и ориентироваться в пространстве;
  • слуховую подсистему, без которой люди никогда бы не научились разговаривать, а речь, как известно, является одним из основных средств межличностного общения;
  •  проприоцептивную подсистему, благодаря которой человек способен контролировать свои телодвижения;
  • Тактильную подсистему кожной чувствительности,  которая включает в себя осязательные, тактильные, температурные, а также вибрационные ощущения.

Что такое сенсорное воспитание? Новорожденного можно сравнить с белым чистым листом бумаги. С первых дней жизни малыш нуждается в родительской заботе и помощи, ведь его окружает совсем неизведанный, но такой прекрасный и интересный мир. Детки впитывают информацию, словно губка, однако если они усваивают ее интуитивно, без участия взрослых, то полученные ими знания зачастую оказываются поверхностными. То, каким человеком ребенок станет в будущем, зависит во многом от полученного им воспитания, в том числе и сенсорного. Оно способствует упорядочиванию представлений малышей об окружающем мире, развитию их внимания и наблюдательности, формированию у них навыков общения и самообслуживания, прививанию чувства уважения и любви к ближнему.

Таким образом, сенсорное воспитание представляет собой не что иное, как процесс последовательного и поэтапного приобщения ребенка к сенсорной культуре.

Задачи сенсорного воспитания в 1 младшей группе:

  • совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
  • продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.);
  • учить детей называть свойства предметов.

В течение года учиться:

  • выделять различные признаки и свойства объектов и явлений;
  • сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству;
  • устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображений);
  • осуществлять классификацию по одному признаку;
  • осуществлять сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку);
  • различать количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т. д.).

Задачи сенсорного воспитания во 2 младшей группе.

  • создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи;
  •  закреплять умение: выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету;
  • совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
  • обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
  • продолжать показывать разные способы обследования предметов;
  • совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Задачи сенсорного воспитания в средней группе:

  • продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности;
  • обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов;
  • закреплять полученные ранее навыки их обследования;
  • совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние);
  • обогащать чувственный опыт детей и учить фиксировать полученные впечатления в речи;
  • приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
  • учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Задачи сенсорного воспитания в старшей группе:

  • учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой;
  • формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов;
  • продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические);
  • учить различать цвета по насыщенности, правильно их называть; показать особенности расположения цветовых тонов в спектре;
  • продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы;
  • формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, соотносить их по величине, при обследовании включать движения рук по предмету; совершенствовать глазомер.

Задачи сенсорного воспитания в подготовительной группе

  • продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);
  • совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук;
  • развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться);
  • учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков;
  • развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям;
  • закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра;
  • обогащать представления о цветах и их оттенках;
  • учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.);
  • закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и др.).

Таким образом:

  • сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду;
  • роль педагога и родителей в данном процессе значительна, так как именно они являются проводником процесса познания окружающего мира ребенком;
  • задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приемы познания и способы обработки полученной информации.

Необходимость сенсорного воспитания ребёнка. Поскольку сенсорное развитие является неотъемлемой частью дошкольного воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей ребенка недооценивать ни в коем случае нельзя. Роль сенсорного воспитания заключается в том, что оно:

  • способствует развитию интеллекта ребенка;
  • помогает детям систематизировать знания, которые они получают из внешней среды;
  • подготавливает детишек к восприятию мира таким, каким он является;
  •  оказывает позитивное влияние на формирование эстетического чувства;
  • развивает воображение, наблюдение и внимательность;
  •  подготавливает детей к будущей учебной деятельности;
  • благоприятно влияет на обогащения словарного запаса детей;
  • развивает различные виды памяти (зрительную, образную, слуховую, моторную).

Как развивать сенсорное восприятие детей? Знания, которые ребёнок получил однажды, необходимо подкреплять на протяжении всего периода, предшествующего школе. Это объясняется тем, что выученные ребенком цвета радуги, различные геометрические фигуры и т.п. без периодического повторения забываются. Порой случается так, что у дошколенка пяти лет (старшая группа) сенсорика, а вернее ее развитие, остается на уровне двухлетнего малыша. Он не способен отличать признаки предметов, путает цвета, не может сконцентрироваться на выполнении поставленной перед ним задачи. Чтобы не столкнуться с такой проблемой, следует регулярно заниматься с ребенком, постоянно озвучивая названия предметов, которые окружают его на улице и в помещении, а также обращая внимание на его одежду. Лучше всего дети осваивают информацию, полученную в игровой форме. Поэтому идеально было бы превратить обычную ежедневную прогулку в увлекательное и познавательное путешествие, заранее продуманное заботливым родителем или педагогами.

Как правильно организовать занятия с детьми?

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Обычно у детишек, регулярно посещающих ДОУ, довольно хорошо развита сенсорика. Младшая группа садика, средняя или старшая — не имеет никакого значения, поскольку с ребятами постоянно занимаются дипломированные педагоги. Но что делать родителям, предпочитающим воспитывать своих чад в домашних условиях? Как не навредить ребенку, а, наоборот, способствовать развитию его способностей? Правило остается прежним – занятия по сенсорике должны проходить в игровой форме. Например, зрительному восприятию хорошо обучают мозаики. Однако запомните, что детям, не достигшим трехлетнего возраста, следует предлагать собирать различные фигурки, используя для этого только основные цвета. Дошколята же вполне могут справиться с более сложной задачей – собрать из мозаики фигурки, в которых будут присутствовать не только несколько базовых цветов, но и их оттенки. Не мешайте, а, наоборот, поощряйте шумные игры ребенка. Это способствует развитию его слухового восприятия. Не препятствуйте желанию своего непоседы устраивать концерты или театральные представления. Кто знает, может, в будущем его ждет большая сцена? Приобретайте игрушки разных форм, размеров и цветов. Отличаться они должны и по текстуре. Таким образом, будут развиваться тактильные ощущения ребёнка. Самостоятельно можно сделать мешочки и заполнить их различными крупами. Ощупывая их, малыш будет развивать мелкую моторику.

Несколько правил относительно организации работы с детьми. Обучая детей чему-либо, следует всегда помнить о том, что психика малыша еще не сформирована, и воспринимает он информацию не так, как взрослый. Поэтому игры по сенсорике, как и любую другую деятельность, необходимо тщательно продумывать.

Чтобы не допустить ошибок, которые впоследствии обязательно проявятся, родителям нужно запомнить несколько простых правил:

  • Во время игры необходимо соблюдать спокойствие, не повышать голоса, не ругать ребенка, если у него что-нибудь не получается.
  • Детям свойственно подражать взрослым, поэтому несдержанность и агрессивность родителя почти наверняка станет в будущем чертой характера его ненаглядного чада.
  • Взрослому следует найти подход к ребенку и наладить с ним эмоциональный контакт.
  • На каждом занятии необходимо совмещать обучение с игрой. Чтобы малыш хорошо запомнил материал, его нужно многократно повторять.
  • Сложность материала должна соответствовать уровню интеллектуального развития ребёнка.
  • Идеальная длительность одного занятия – 15-20 минут.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства — картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.
Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *